НОВЫЙ КУРС
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Приказ Министерства Образования
"О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ
от 5 марта 2004 г. № 1089.
«Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»
(выдержки из инструктивно нормативного письма)
Нормативно правовая основа преподавания.
Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства РФ: Конституции РФ, Законов РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка РФ», «О свободе совести и религиозных объединениях».
Приказом Министерства образования России от 1 февраля 2012года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004года №1312 внесены изменения в базисный учебный план (вступают в силу с 1 сентября 2012года) в части введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2012года – 34 часа в год в 4-х классах
Цель и задачи курса:формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а так же диалогу представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
- знакомство с основами мировых религиозных культур и светской этики;
-развитие представления обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
- развитие способности обучающихся к общению в полиэтнической, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ
осуществлялась в 21 субъекте РФ.
Результаты двухлетней апробации показали его педагогическую эффективность, значительное влияние на нравственное состояние обучающихся их отношения с родителями.
Система оценивания планируемых результатов
Согласно п.3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценивания.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Уроки по курсу ОРКСЭ – уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры, религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Но это не значит, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений.
Оценка должна решать как минимум две задачи:
- подведение итогов;
- сравнение (с самим собой и с другим).
Оценивание по системе «зачет-незачет»; вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности.